Физиологическая компетентность в контексте физиологической парадигмы

VIII Областной Образовательный Форум

Научно-методическая конференция "Современный проблемы изучения и преподавания литературы"

Обоснование выбора образовательных  программ и комплекта УМК

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности и эффективности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Целью моей педагогической деятельности - организация обучения и воспитания ребёнка во имя развития его личности.  Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного; метода проектов;  информационно-коммуникационных технологий обучения.

В своей работе   по русскому языку  придерживаюсь следующих документов:

  • Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),
  • Примерной учебной  программы основного общего образования по русскому языку,
  • Авторская Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив: А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова),  которая полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, являясь утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2002 – с.63 - 110)

Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в  программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок  программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. 

Эти цели обусловливают следующие задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся яв­лении, о месте русского языка в современном ми­ре, о его богатстве и выразительности; обеспе­чить усвоение определенного круга знаний из облас­ти фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лек­сики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также фор­мирование умений применять эти знания на прак­тике;

- развивать речь учащихся: обогащать их актив­ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию уме­ний и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографиче­ские и пунктуационные умения и навыки.

Программа реализуется с использованием учебного комплекса: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков яв­ляется более прочной базой, чем раздробленные све­дения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и спра­вочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формирова­нию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользо­ваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесооб­разно пользоваться ресурсами родного языка в уст­ной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, пред­полагающими репродуктивную деятельность, при­дается задачам, вызывающим активизацию позна­вательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению род­ного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса – «Pyc­ская речь» (для каждого класса) предлагает систе­му работы по развитию связной речи: задачи и уп­ражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осоз­нанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого об­щения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связа­ны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют реше­нию задач обучения русскому языку в школе.

Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комп­лексу могут быть использованы различные ди­дактические материалы.

В основе программы и комплекса в целом - ли­нейный принцип подачи материала Изучение всех разделов сопровождается фор­мированием орфографических и пунктуационных навыков.

Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить ре­чевую направленность курса, более равномерно рас­пределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.

       Технологии, используемые в работе:

  • Личностно-ориентированное обучение
  • Чтение и письмо для развития критического мышления
  • ИКТ
  • Обучение в сотрудничестве
  • ТРИЗ
  • Игровые методы обучения
  • Метод проектов
  • Исследовательские методы обучения

         В своей работе по литературе использую программу В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной по учебнику Коровиной В.Я. Журавлёва В.П., Коровина В.И., где соблюдена системная  направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь).

В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д. Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями ли углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора. Главной идеей программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

Данная программа уделяет особое внимание межпредметным и внутрипредметным связям курса литературы: на уроках предполагается обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий. Эта работа чрезвычайно важна для понимания текста изучаемого художественного произведения.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому в учебники-хрестоматии включены рубрики о художественном чтении, содержащие рекомендации известных актеров и воспоминания о чтении произведений русскими писателями-классиками XIX - XX веков. Особое внимание авторы программы уделяют совершенствованию речи обучающихся. В учебниках и учебниках-хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работы со словом: «Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову». В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:

  • словарная работа;
  • различные виды пересказа;
  • устные и письменные сочинения;
  • отзывы;
  • доклады;
  • творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов).

Авторами программы продумана система уроков внеклассного чтения, которые призваны не только расширить круг чтения учащихся, удовлетворить их читательский интерес, но и сформировать у школьников читательскую самостоятельность на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений, навыков.

Описание используемых образовательных технологий с обоснованием их выбора

В своей преподавательской деятельности использую элементы личностно ориентированных, проектной, информационно- коммуникационной технологий.                         

Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Такое обучение ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения - создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей (отсюда происходит и название технологии). «Хороший» ученик в данной педагогической технологии понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем. Проблема индивидуализации обучения выступает в личностно ориентированной технологии на первый план, потому что невозможно представить подлинную творческую инициативу, самостоятельность, личностную самореализацию, проявляющуюся по заранее заданному алгоритму, безо всякой индивидуальной выразительности.

Личностно ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников,  а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.

Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений по различным областям знаний, и перевести этот опыт на научно-значимые образы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие знания по данному материалу уже накоплены учениками (как результат их предшествующего обучения у других учителей и собственной жизнедеятельности).

Задачи учителя  при  проведении личностно ориентированного урока:

  • Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
  • Оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения (форма обсуждения версий учеников по изучаемому материалу не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно - неправильно»).
  • Выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета.
  • Способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта.
  • Предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.
  • Использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся.
  • Создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала.
  • Вести индивидуальную работу с каждым ребенком.
  • Помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность.
  • Поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
  • Учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.
  • Побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.
  • Создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу,  самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять       возможности       для       естественного самовыражения ученика.

Критерии      эффективности       проведения     личностно ориентированного урока:

  • использование проблемных творческих заданий;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму работы;
  • создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока;
  • сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка  организации учебной  деятельности;
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
  • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся;
  • оценка определяется по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

Применение средств педагогической диагностики

1. Традиционные средства педагогической диагностики:

 1.1. Контрольная работа - объективно оценивает знание, умение и навыки, показывает способности каждого отдельно взятого ученика.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ отводится весь урок или только часть его.

Итоговые контрольные работы проводятся:

- после изучения наиболее значительных тем программы,

- в конце учебной четверти,

- в конце полугодия.

1.2. Самостоятельная работа - проводится фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся и усвоения знаний. Индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой–то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах. Самостоятельные работы учащихся планомерно и систематически включаются в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки. Общение в паре на уроках контроля.

1.3. Устный опрос - требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос строится как беседа, рассказ ученика, объяснение, сообщение о наблюдении и т.д. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые не только способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

 2. Инновационные средства педагогической диагностики.

Тестирование – одна из инновационных методик педагогической диагностики. Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считаю тестирование, потому что они

а) относительно краткосрочны, т.е. не требуют больших затрат времени;

б) однозначны, т.е. не допускают произвольного толкования тестового задания;

в) правильны, т.е. исключают возможность формулирования многозначных ответов;

г) относительно кратки, требуют сжатых ответов;

д) информационны, т.е. обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или интервальной шкалой измерений;

е) удобны, т.е. пригодны для быстрой математической обработки результатов;

ж) стандартны, т.е. пригодны для широкого практического использования – измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения. 

 Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости и академических достижений. Но не все необходимые характеристики усвоения можно получить с помощью тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связанно и логически выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими формами и методами проверки.

Использование ИКТ в образовательном процессе

При изучении русского языка и литературы роль информационных технологии –это совокупность методов и технических средств, применяемых для сбора, хранения, обработки, передачи, предоставления и использования информации. Информационные технологии обучения – совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Современные информационно-коммуникационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы. Они облегчают труд педагога, дают возможность снизить аудиторную нагрузку для учащихся, разнообразить формы и способы обучения, организовать процесс обучения с учётом личностных характеристик ученика, а также отследить конкретные результаты образования.

  Педагогические цели  использования информационных технологий:

  1. Развитие личности обучаемого, подготовка его к комфортной жизни в условиях информационного общества: развитие мышления; эстетическое воспитание формирование умения принимать оптимальное решение; развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность; формирование информационной культуры.
  2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка специалистов в области информатики и информационных технологий; подготовка пользователей информационных технологий;
  3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса: повышение эффективности и качества процесса обучения обеспечение побудительных мотивов, углубления межпредметных связей.

Под дидактическими функциями ИТ понимается внешнее проявление свойств информационных технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе с определёнными целями. Это их назначение, роль и место в учебном процессе.

Дидактические функции информационных технологий:

1. Формирование умений: получать информацию из различных источников, обрабатывать и хранить её; передавать информацию, представленную в различных видах.

2. Создание среды для исследовательской работы учащихся и формирование навыков исследовательской деятельности.

3. Организация интерактивного диалога учащегося со средствами обучения.

4. Автоматизация контроля и самоконтроля результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля.

5. Способствование культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.

При изучении русского языка, литературы роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Такая траектория возникает в результате выбора личностно значимого содержания обучения, его сложности, типа заданий, их качественного содержания, скорости изучения и т.д. В качестве основы предполагается построение ими различных компьютерных моделей, выполняющих различные развивающие функции.

Для создания соответствующих условий обучения, развития и воспитания ученика учитель, в свою очередь, должен обладать информационно-коммуникационной компетентностью. Обладаю следующим информационно-коммуникационной компетентностью:  использую различные методы и формы обучения на уроках, занимаюсь самообразованием в освоении новых средств ИКТ. Применяю в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ (пользовательские ИКТ – компетенции): компьютер и периферийное оборудование; программное обеспечение на уровне пользователя; коммуникационные средства ( Интернет) на уровне пользователя. Умею применять в своей профессиональной деятельности следующее  : избирательно использовать ИКТ-ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, );имею представление об образовательных ресурсах в Интернете, рекомендованных для использования в образовательном процессе МО РФ.

Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:

при объяснении нового материала; при закреплении и повторении изученного; при итоговом контроле.

После  ознакомления с программой Microsoft Office Power Point с я стала создавать собственные электронные средства обучения, а именно – электронный дидактический материал (компьютерные задания, опорные конспекты, по отдельно взятым темам алгебры и геометрии.

Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его,  повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.

Практикую уроки-лекции, уроки-практикумы. При проведении уроков и внеклассных занятий обязательно учитываю возрастные особенности своих учеников и их способности. Всячески способствую развитию интереса учеников к языку, литературе , применяя активные формы деятельности (групповая работа, дидактические игры, работа в системе уровневой дифференциации), используя опорные схемы, таблицы, алгоритмы, которые дают возможность детям получать глубокие и прочные знания.

В связи с этим на уроках русского языка и литературы ищу наиболее оптимальные пути предъявления информации и ее усвоения. Используемые элементы педагогических технологий: технологий дифференцированного, проблемного обучения, эффективной речевой деятельности - создают благоприятный психологический микроклимат, условия для самовыражения учащихся, способствуют развитию социальных и коммуникативных умений, располагают учащихся к самостоятельному поиску, приобретению навыков решения жизненных задач.

 

Авторская программа элективного курса «Подготовка к ГИА»

 

Элективный  курс по русскому языку

«Подготовка к ГИА»

 в 9 классе.

Автор: учитель русского языка и литературы Лабузова С.Г.

 

Пояснительная записка

Изменения в системе оценки качества образования, связанные с усилением коммуникативной направленности преподавания школьного курса русского языка, требуют от учителя  особых подходов по подготовке учащихся 9 класса к новой форме экзамена по русскому языку. Структура новой формы экзамена заставляет учителя пересмотреть систему повторения материала.

Элективный курс для учащихся 9 класса направлен на достижение следующих целей:

- привести в систему знания учащихся о тексте, типах сочинений и изложений;

- активизировать знания учащихся за курс русского языка  5-9 класса;

- дать практические рекомендации учащимся по созданию собственных сочинений-рассуждений;

- подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в новой форме.

Данный курс имеет познавательно-практическую направленность и призван способствовать решению следующих задач:

  • повысить качество знаний, обеспечить целенаправленную подготовку учащихся к экзамену по русскому языку в новой форме;
  • расширить словарный запас школьников, научить пользоваться лексическим богатством русского языка при создании собственных текстов;
  • научить применять имеющиеся знания о языке при выполнении тестовых заданий.

Данный элективный курс рассчитан на 34 часа (один год обучения из расчета 1 час в неделю).

В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:

  • писать сжатое  изложение,
  • выполнять тестовые задания с выбором ответа;
  • находить основную мысль текста;
  • определять лексическое значение слова;
  • определять тип и стиль текста;
  • писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;
  • самостоятельно распределять время на выполнение экзаменационной работы.
  • Основными формами организации занятий являются лекции учителя, практические работы, тренинги, контрольные уроки.

Элективный  курс должен нацелить учащихся на систематическую самостоятельную работу дома и  желание восполнить пробелы в знаниях.

Содержание программы

Часть 1 . Структура экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе. Сжатое изложение. Критерии оценивания изложения.

Часть 2. Основная мысль текста. Типы речи. Стили речи. Способы связи предложений в тексте. Лексическое значение слова. Орфография. Способы образования слов. Части речи. Члены предложения. Синтаксис простого и сложного предложения.

Часть 3. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.  Аргументы и их источники. Критерии оценивания сочинения.

 

Тематическое планирование элективного курса

 по русскому языку в 9 классе.

 

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

Общее

Теория

Практика

1

Знакомство со структурой экзаменационной работы по русскому языку в новой форме.

1

1

 

Устное сообщение о компрессии текста

Подготовка к работе с частью 1

2

Сжатое  изложение и его особенности. Понятие компрессии текста.

1

1

 

Устное сообщение о компрессии текста

3-4

Приемы компрессии текста. Практикум.

2

1

1

5

Критерии оценивания сжатого изложения. Практикум.

1

 

1

6

Работа по написанию  сжатого изложение.

1

 

1

Контрольная работа

Подготовка к работе с частью 2

7-8

Основная  мысль текста, её приметы.

Нахождение основной мысли в тексте.

(Задания А1-А3, А5-А6)

2

1

1

Выполнение тестовых заданий

9

Типы речи. Стили речи.

1

 

1

Практическая работа

10

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы (Задание А4, В 1).

1

 

1

Выполнение тестовых заданий

11

Правописание приставок  (Задание В3).

1

 

1

12-13

Правописание корней слов (Задание В2).

2

 

2

14

Правописание суффиксов и окончаний (Задание В4).

1

 

1

15

Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Синонимичные словосочетания (Задание В8).

1

 

1

16

Грамматическая основа предложения (Задание В9, В12).

1

 

1

17

Предложения с однородными членами (Задание В10).

1

 

1

18

Предложения с обособленными членами (Задание В11).

1

 

1

19

Предложения с вводными словами (Задание В5).

1

 

1

20

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение (Задание В6, В7).

1

 

1

21

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

(Задание В14).

1

 

1

22

Сложное предложение с разными видами связи (Задание В13).

1

 

1

23

Контрольная работа. Тест по типу части 2.

1

 

1

Контрольный тест

Подготовка к работе с частью 3

24

Особенности  сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Композиция сочинения.

1

1

1

 

25

Сочинение-рассуждение о функциях знаков препинания.

1

 

1

Практикум

26

Сочинение-рассуждение о функциях частей речи.

1

 

1

27

Сочинение-рассуждение о функциях морфем.

1

 

1

28

Сочинение-рассуждение «Зачем нужно изучать орфографические правила?»

1

 

1

29

Сочинение-рассуждение «Зачем нужны изобразительные средства?»

1

 

1

30

Контрольное сочинение.

1

 

1

Контрольная работа

31

Работа над ошибками. Анализ сочинений.

1

 

1

 

32-34

Итоговая контрольная работа

3

 

3

Контрольная работа

 

Используемая литература

  1. С.И.Львова, Т.И.Замураева. Государственная итоговая аттестация по новой форме. 9 класс. Тренировочные задания. М., 2010 .
  2. А.Б.Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русому языку . 9 класс. Творческий центр., 2010 г.
  3. Т.М.Пахнова. Раздаточные материалы по русскому языку. 9 класс. Дрофа., 2010 г.
  4. ГИА 2011. Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс. Авторы - составители И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова, АСТ, 2010.
  5. Г.Т.Егораева, Е.Л.Ерохина, Т.И.Козлова. Русский язык 9 класс. ГИА в новой форме. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. М., Экзамен, 2010.
  6. Г.Т.Егораева. Русский язык 9 класс. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. М., Экзамен, 2010.
  7. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений 2012 г. ( в новой форме). Русский язык.  ФИПИ,  2012.

© lab-svet1961

Бесплатный хостинг uCoz