Муниципальное общеобразовательное учреждение Хадаханская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружку
«Родное слово»
Программа дополнительного образования детей 11 – 12 лет Срок реализации 2011-2012 учебный год
Составил: Лабузова Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Хадахан, 2011 г.
Пояснительная записка Направленность программы «Родное слово» по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени реализации краткосрочной. Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI классов посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др. Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова, слова, отражающие национально-культурные особенности народа, поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого этикета, фразеологизмы, крылатые выражения. Новизна программы состоит в том, что в изучение материала сравнении с известными аналогами автор внес при разработке региональный компонент, а именно: изучение диалектных слов Нукутского района. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время утрачен интерес к родному языку, к звучащему слову, к сохранению, сбережению чистоты русского языка. К числу наиболее актуальных проблем относится развитие любви к русскому языку приобщение детей к языковым ценностям, интеллектуальное и духовное развития личности ребенка. Педагогическая целесообразность Программа рассчитана на детей 11-13 лет, потому как наиболее действенные формы работы предлагаются увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку; индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала; занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; викторины на лучшего знатока русского слова; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы, демонстрируют умения выразительного чтения. Рекомендованы следующие виды учебных заданий: – нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте; – анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, формулах речевого этикета, фразеологизмах, сказках, стихотворениях, прозаических текстах; – подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной литературы; – моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания его заслуг, предупреждения от воэможных ошибок и др.) с использованием пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, крылатых выражений; – наблюдения за использованием изобразительно-выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи; – составление текстов, рассказов, сочинение загадок, сказок, стихотворений. Учебный материал на занятиях может быть предъявлен учащимся в форме серии вопросов для любознательных, вопросов-шуток, словесных игр, лингвистических задач, занимательного материала, пословиц и поговорок, высказываний, познавательных текстов, интересных рассказов из жизни слов и др. Цели программы: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи; Задачи:
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI класса посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др. Также тем, что предметом рассмотрения являются слова, отражающие национально-культурные особенности бурятского народа, проживающего в Иркутской области, в Нукутском районе. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 11 до 13лет. (5-6 классы) Ведущая деятельность этого возраста - личностное общение в процессе общественно - полезной деятельности и обучения. Развивается критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к самостоятельности, что соответствует избранным формам и методам освоения материала данной программы. Сроки реализации образовательной программы : 17 часов. Формы занятий: - увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку; – индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала; – занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; – викторины на лучшего знатока русского слова; – конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы, демонстрируют умения выразительного чтения. Режим занятий: Программа рассчитана на 17 часов
Ожидаемые результаты освоения программы. В результате изучения материалов программы обучающиеся должны понимать:
уметь:
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме защиты проектов по выбранной тематике либо во время проведения внеклассного мероприятия, во время которых будут задействованы работы детей по конкретным темам. Календарно-тематическое планирование (17 часов)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Вглубь слова Содержание материала: Назначение слов в языке и речи. Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько. Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение слов. О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги. Форма занятий: Лекция с элементами беседы «Путешествие в слово». Методическое обеспечение: Орфографический и толковый словари, тетрадь, ручка, пособие Н.М. Шанского «Лингвистические детективы», Э. Вартаньяна «Путешествие в слово». Тема 2. Слова родные и слова гости Содержание материала: Жизнь исконно русских слов в языке. Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы: заимствования в русском языке. Форма занятий: Практическая работа Методическое обеспечение: Толковый словарь, словарь иностранных слов. Тема 3. Национально окрашенные слова в языке Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта: и др. Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа: арса,Сагалган,обо,сэргэ и др. Форма занятий: Практическая работа Методическое обеспечение: карточки с текстами, содержащими диалектные слова (9 шт.), иллюстративный материал. Тема 4.Диалектные слова Содержание материала: вехотка, яр, бабушка, быгать и др. Форма занятий: экскурсия в школьный краеведческий музей Методическое обеспечение: фрагменты фильма Н.С.Михалкова «Урга», иллюстративный материал. Тема 5. Крылатые слова Содержание материала: Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле. Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова: А ларчик просто открывался. А Васька слушает да ест. Без драки попасть в большие забияки. Да только воз и ныне там. Слона-то я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймёт и др. Форма занятий: Слово учителя, практическая работа Методическое обеспечение: «Крылатые слова» Н.С. Ашукин, М.Г.Ашукин, басни И.А. Крылова. Тема 6. Золотые россыпи народной мудрости Содержание материала: Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности. Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи. Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и лаконичность формы пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц о родной земле, труде, счастье, качествах людей. Форма занятий: Семинар Методическое обеспечение: сборники, содержащие пословицы и поговорки русского народа, В.И. Даль «Пословицы русского народа». Тема 7. Жизнь слова во фразеологизме Содержание материала: Культурный смысл фразеологизмов. Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением. Фразеологизмы с постоянными сравнениями: как с гуся вода; как рыба в воде; как грибы после дождя; льёт как из ведра; видно как на ладони и др. Фразеологизмы с названиями животных: заячья душа, медвежья услуга, не в коня корм, волчий аппетит, куриная память, собачий холод, пуганая ворона и др. Форма занятий: Игра «Путешествие в страну Фразеологию» Методическое обеспечение: Словарь фразеологизмов, толковый словарь. Тема 8. Слово поэтическое Содержание материала: Образность и вдохновенность поэтического слова. Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке. Форма занятий: Лекция с элементами беседы, практикум Методическое обеспечение: карточки-тексты для творческой работы, поиска изобразительных средств, редактирования 17 штук). Тема 9. Звучащее слово Содержание материала: Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний. Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах: квартал, средства, каталог, свекла, арбуз, эксперт, досуг, обеспечение, щавель, сироты, звонит, красивее и др. Форма занятий: Игра «Приключения в стране Орфоэпии» Методическое обеспечение: Орфоэпический словарь, карточки – задания для орфоэпической работы ( 9 штук). Тема 10. Слово сквозь призму написания Содержание материала: Зри в корень: загадки правописания в корне слова. Постоянство и непостоянство приставок. Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы. Форма занятий: Игра. Практическая работа. Методическое обеспечение: Орфографические словари (9 штук), карточки с текстами для орфографической правки (17 штук). Тема 11. Речевой этикет Содержание материала: Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха. Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа. Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. Проявление средствами речевого этикета уважительности, почтения, приветливости, радушия, учтивости, доброжелательности, обходительности, признания достоинств и значимости человека в обществе. Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации: приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства, просьбы, приглашения, благодарности, извинения, пожелания, поздравления, комплимента, одобрения, утешения, прощания и др. Правила речевого этикета. Учёт при выборе формул речевого этикета пола собеседника, его возраста, служебного положения, профессии и др. Форма занятий: Практическое занятие. Методическое обеспечение: опросники «Что следует говорить и что не следует» (17 штук). Тема 12. «Давайте говорить друг другу комплименты…» Содержание материала: Комплимент как форма этикета. Значение комплимента в общении. Как правильно сказать комплимент и как правильно его принять. Форма занятий: Практическое занятие. Методическое обеспечение: фрагмент песни Б.Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты», карточки для творческого задания (9 шт), материал для инсценирования. Тема 13. Обобщение и систематизация изученного материала Форма занятий: Заседание круглого стола. Методическое обеспечение: компьютер, проектор. Тема 14. Защита проектов Форма занятий: Защита проектов. Методическое обеспечение: компьютер, проектор, доска. Методическое обеспечение Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие с учебного кабинета, оснащенного методической и справочной литературой по предметам русский язык и литература, так же кабинет, оснащенный компьютером, проектором. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов по тематике курса. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, словари, иллюстрации, музыкальные записи, литературные произведения. Рекомендуемая литература Аникин, В. П. Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988. Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973. Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982. Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983. Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб.: Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995. Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988. Кудряшова Р.И. Слово народное. Говоры Волгоградской области в прошлом и настоящем. Волгоград: Перемена, 1997. Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2006. Орлов Л.М. Русские говоры Волгоградской области. Волгоград, Изд-во ВГПУ, 1984. Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4-е. – Санкт-Петербург : Авалон; Азбука-классика, 2005. Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5--9 классов. Путешествие в страну слов : учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом «Дрофа», 1995. Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – М. : ИКАР, 2005. Шанский, Н. М. Жизнь русского слова: кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Вербум-М, 2006. Словари Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / С. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1987. Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986. Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. – Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание). Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д : Феникс; Москва : Цитадель-трейд, 2005. Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова [и др.]. – М.: Флинта; Наука, 2003. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов (любое издание). Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н. М. Семёнова. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус.яз. – Медиа, 2005. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. – М. : Просвещение, 1991 (и последующие издания). Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984 (и последующие издания).
|
|
|
|