Муниципальное общеобразовательное учреждение

Хадаханская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по кружку

 

«Родное слово»

 

Программа дополнительного образования детей 11 – 12 лет

Срок реализации 2011-2012 учебный год  

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил:

Лабузова Светлана Георгиевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории



 

 

 

 

 

 

Хадахан, 2011 г.

 

Пояснительная записка

Направленность программы «Родное слово»  по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации  кружковой, по времени реализации  краткосрочной.  Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и  реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI классов  посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.

Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова, слова, отражающие национально-культурные особенности народа, поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого этикета, фразеологизмы, крылатые выражения.

Новизна программы состоит в том, что в изучение материала  сравнении с известными аналогами автор внес при разработке региональный компонент, а именно: изучение диалектных слов Нукутского района. 

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время утрачен интерес к родному языку, к звучащему слову, к сохранению, сбережению чистоты русского языка.  К числу наиболее актуальных проблем относится  развитие любви к  русскому языку приобщение детей к языковым ценностям,  интеллектуальное и духовное развития личности ребенка.

Педагогическая целесообразность

Программа рассчитана на детей  11-13 лет, потому как наиболее действенные  формы работы предлагаются увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку; индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала; занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; викторины на лучшего знатока русского слова; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы, демонстрируют умения выразительного чтения.

Рекомендованы следующие виды учебных заданий:

– нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;

– анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, формулах речевого этикета, фразеологизмах, сказках, стихотворениях, прозаических текстах;

– подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной литературы;

– моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания его заслуг, предупреждения от воэможных ошибок и др.) с использованием пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, крылатых выражений;

– наблюдения за использованием изобразительно-выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи;

– составление текстов, рассказов, сочинение загадок, сказок, стихотворений.

Учебный материал на занятиях может быть предъявлен учащимся в форме серии вопросов для любознательных, вопросов-шуток, словесных игр, лингвистических задач, занимательного материала, пословиц и поговорок, высказываний, познавательных текстов, интересных рассказов из жизни слов и др.

Цели программы: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи;

Задачи:

  1. Овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;
  2. Обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи;
  3. Формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;
  4. развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI  класса посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.  Также тем, что предметом рассмотрения являются  слова, отражающие национально-культурные особенности бурятского народа, проживающего в Иркутской области, в Нукутском районе.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от  11 до 13лет. (5-6 классы)

Ведущая деятельность  этого  возраста - личностное общение в процессе общественно -   полезной     деятельности и обучения.  Развивается критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к самостоятельности, что соответствует избранным формам и методам освоения материала данной программы.

Сроки реализации образовательной программы : 17 часов.

Формы занятий:

 - увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку;

– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала;

– занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями;

– викторины на лучшего знатока русского слова;

– конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы,

демонстрируют умения выразительного чтения.

Режим занятий:

Программа рассчитана   на 17 часов

 

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате изучения материалов  программы обучающиеся  должны  понимать:

  • назначение слов и фразеологизмов в речи, особенности употребления однозначных и многозначных слов, слов в прямом и переносном значении, исконно русских и заимствованных слов, синонимов, антонимов;
  • формулы и правила речевого этикета, основные речевые этикетные ситуации;
  • выразительные возможности слов и фразеологизмов, их роль в сохранении и передаче культурного наследия народа;
  • правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний в пределах орфографической нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V-VI  классов;
  • постановку знаков препинания в простом и сложном предложении в пределах пунктуационной нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V-  VI классов;

уметь:

  • находить в фольклорных текстах, в текстах художественной, научной, научно-популярной и занимательной литературы лексико-фразеологические единицы с культурным компонентом значения, разъяснять их смысл и роль в тексте;
  • правильно и уместно использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, исконно русские и заимствованные слова, синонимы и антонимы;
  • выбирать, анализировать и правильно употреблять в устной и письменной речи формулы речевого этикета в соответствии с речевыми этикетными ситуациями и правилами;
  • разъяснять написание слов, постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами;
  • находить нужные слова и фразеологизмы в толковых словарях, словарях иностранных слов, синонимов, антонимов, многозначных слов и др., извлекать нужную информацию из словарной статьи.

Способы проверки результатов освоения программы.

    Подведение итогов по результатам освоения материала дан­ной программы может быть в форме  защиты проектов по выбранной тематике  либо во время проведения внеклассного мероприятия,  во время которых будут задействованы  работы детей по конкретным темам.

Календарно-тематическое планирование (17 часов)

 

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Деятельность обучающихся

1

Вглубь слова

1

Лекция  с элементами беседы «Путешествие в слово»

Заполнение таблицы, работа со словарем

2

Слова родные и слова гости

1

Практическая работа 

Сообщения учащихся. Составление текста с использованием слов исконно русских и заимствованных. Дискуссия «Нужны или не нужны заимствованные слова?»

3

Национально окрашенные слова в языке

1

Практическая работа

Работа с текстом, нахождение в тексте национально окрашенных слов, использование национально окрашенных слов в  речи

4

Диалектные слова

1

Экскурсия в школьный краеведческий музей, в прошлое народов, населяющих Нукутский район

Просмотр эпизодов из фильма Н.С.Михалкова «Урга»,  анализ звучащей в фильме речи, сравнение  с бурятским языком

5

Крылатые слова

1

Слово учителя, практическая работа

Поиск и анализ крылатых выражений  из басен  Крылова И.А., индивидуальная творческая работа «Зачем нужны крылатые слова и выражения»

6

Золотые россыпи народной мудрости

1

Семинар

Тематические сообщения учащихся о пословицах и поговорках, работа со словарем  В.И. Даля «Пословицы русского народа», дискуссия. Подбор пословиц и поговорок на заданную тему

7

Жизнь слова во фразеологизме

1

Игра «Путешествие в страну  Фразеологию»

Работа в парах со словарем фразеологизмов, толковым словарем, соревнование «Кто больше?», составление устного речевого высказывания с использованием  фразеологизмов

8-9

Слово поэтическое

2

Лекция с элементами беседы. Практикум

Редактирование текстов,  творческая работа по карточкам в группах, поиск  изобразительных средств в текстах

10

Звучащее слово

1

Игра «Приключения в стране Орфоэпии»

Творческие задания по карточкам, работа с текстом с ошибками, работа с орфоэпическим словарем

11-13

Сквозь призму написания

1

Игра

Работа с текстом, работа с орфографическим словарем,  редактирование текста, работа в  парах по заданию карточек, индивидуальная работа, игра «Кто быстрее?»

14

Речевой этикет

3

Практическая работа

Инсценирование,   моделирование речевых ситуаций, Создание стенгазеты

15

«Давайте говорить друг другу комплименты…»

1

 

Практическое занятие

 

Моделирование речевых ситуаций, инсценирование, работа в парах (выполнение творческого задания)

16

Обобщение и систематизация изученного материала

1

Практическое занятие

Дискуссия, тематические выступления обучающихся

17

Защита проектов 

1

Заседание круглого стола

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вглубь слова

Содержание  материала: Назначение слов в языке и речи.

Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько.

Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение слов.

О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги.

Форма занятий: Лекция  с элементами беседы «Путешествие в слово».

Методическое обеспечение: Орфографический и толковый словари, тетрадь, ручка, пособие Н.М. Шанского  «Лингвистические детективы»,  Э. Вартаньяна  «Путешествие в слово».

Тема   2. Слова родные и  слова гости

Содержание материала: Жизнь исконно русских слов в языке.

Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы: заимствования в русском языке.

Форма занятий: Практическая работа

Методическое обеспечение: Толковый словарь, словарь иностранных слов.

Тема 3. Национально окрашенные слова в языке

 Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта: и др.

Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа: арса,Сагалган,обо,сэргэ и др.

Форма занятий: Практическая работа

Методическое обеспечение: карточки с текстами, содержащими диалектные слова (9 шт.), иллюстративный материал.

Тема 4.Диалектные слова

Содержание материала: вехотка, яр, бабушка, быгать и  др. 

Форма занятий:  экскурсия в школьный краеведческий музей

Методическое обеспечение: фрагменты фильма Н.С.Михалкова «Урга», иллюстративный материал.

Тема 5. Крылатые слова

Содержание материала: Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле.

Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова: А ларчик просто открывался. А Васька слушает да ест. Без драки попасть в большие забияки. Да только воз и ныне там. Слона-то я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймёт  и др.

Форма занятий: Слово учителя, практическая работа

Методическое обеспечение: «Крылатые слова» Н.С. Ашукин, М.Г.Ашукин, басни И.А. Крылова.

Тема 6. Золотые россыпи народной мудрости

Содержание материала: Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности.  

Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи.

Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и лаконичность формы пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц о родной земле, труде, счастье, качествах людей.

Форма занятий: Семинар

Методическое обеспечение: сборники, содержащие пословицы и поговорки русского народа, В.И. Даль «Пословицы русского народа».

Тема 7. Жизнь слова во фразеологизме

Содержание материала: Культурный смысл фразеологизмов. 

Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением.

Фразеологизмы с постоянными сравнениями: как с гуся вода; как рыба в воде; как грибы после дождя; льёт как из ведра; видно как на ладони и др. Фразеологизмы с названиями животных: заячья душа, медвежья услуга, не в коня корм, волчий аппетит, куриная память, собачий холод, пуганая ворона и др.

Форма занятий: Игра «Путешествие в страну  Фразеологию»

Методическое обеспечение: Словарь фразеологизмов, толковый словарь. 

Тема 8.  Слово поэтическое

Содержание материала: Образность и вдохновенность поэтического слова.  

Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке. 

Форма занятий: Лекция с элементами беседы, практикум

Методическое обеспечение: карточки-тексты для  творческой работы, поиска  изобразительных средств, редактирования 17 штук). 

Тема 9.  Звучащее слово

Содержание материала: Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний. 

Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах: квартал, средства, каталог, свекла, арбуз, эксперт, досуг, обеспечение, щавель, сироты, звонит, красивее и др.

Форма занятий: Игра «Приключения в стране Орфоэпии»

Методическое обеспечение: Орфоэпический словарь, карточки – задания для орфоэпической работы ( 9 штук). 

Тема 10. Слово сквозь призму написания

Содержание материала: Зри в корень: загадки правописания в корне слова.

Постоянство и непостоянство приставок.

Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы.

Форма занятий: Игра. Практическая работа.

Методическое обеспечение: Орфографические словари (9 штук), карточки с текстами для орфографической правки (17 штук).

Тема 11. Речевой этикет

Содержание материала: Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха. Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа.

Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. Проявление средствами речевого этикета уважительности, почтения, приветливости, радушия, учтивости, доброжелательности, обходительности, признания достоинств и значимости человека в обществе. 

Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации: приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства, просьбы, приглашения, благодарности, извинения, пожелания, поздравления, комплимента, одобрения, утешения, прощания и др.

Правила речевого этикета. Учёт при выборе формул речевого этикета пола собеседника, его возраста, служебного положения, профессии и др.

Форма занятий: Практическое занятие.

Методическое обеспечение: опросники «Что следует говорить и что не следует» (17 штук).

Тема 12.  «Давайте говорить друг другу комплименты…»

Содержание материала: Комплимент как форма этикета. 

 Значение комплимента в общении.

 Как правильно сказать комплимент и как правильно его принять.

Форма занятий: Практическое занятие.

Методическое обеспечение: фрагмент песни Б.Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты», карточки для творческого задания (9 шт), материал для инсценирования.

Тема 13. Обобщение и систематизация изученного материала

Форма занятий: Заседание круглого стола.

Методическое обеспечение:  компьютер, проектор.

Тема 14. Защита проектов

Форма занятий: Защита проектов. 

Методическое обеспечение: компьютер, проектор, доска.

Методическое обеспечение

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие с учебного кабинета, оснащенного методической и справочной литературой по предметам русский язык и литература, так же кабинет, оснащенный компьютером, проектором. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов по тематике курса.

 Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, словари, иллюстрации, музыкальные записи, литературные произведения.

Рекомендуемая литература

Аникин, В. П. Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988.

Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973.

Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982.

Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983.

Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб.: Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.

Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.

Кудряшова Р.И.  Слово народное. Говоры Волгоградской области в прошлом и настоящем. Волгоград: Перемена, 1997.

Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2006.

Орлов Л.М. Русские говоры Волгоградской области. Волгоград, Изд-во ВГПУ, 1984.

Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4-е. – Санкт-Петербург : Авалон; Азбука-классика, 2005.

Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5--9 классов. Путешествие в страну слов : учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом «Дрофа», 1995.

Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989.

Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – М. : ИКАР, 2005.

Шанский, Н. М. Жизнь русского слова: кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Вербум-М, 2006.

Словари

Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / С. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986.

Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1987.

Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986.

Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. –
М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.

Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание).

Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д : Феникс; Москва : Цитадель-трейд, 2005.

Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.

Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова [и др.]. – М.: Флинта; Наука, 2003.

Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов (любое издание).

Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н. М. Семёнова. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус.яз. – Медиа, 2005.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.

Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005.

Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. – М. : Просвещение, 1991 (и последующие издания).

Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984 (и последующие издания).

 

 

Бесплатный хостинг uCoz